Проектирование промышленных зданий

Проектирование промышленных зданий

Промышленное проектирование предприятий является одной из наиболее ответственных и сложных задач для архитекторов и инженеров. Архитектурные, конструктивные особенности и инженерные сети, как правило, для каждого промздания индивидуальны. В расчёт при проектировании должны приниматься, кроме характеристик грунтов и района строительства, экономической эффективности и скорости возведения, такие факторы, как технологические особенности производства и повышенная техника безопасности при эксплуатации.

Особенности планировки участка при проектировании размещения промышленных зданий

При выполнении раздела проекта СПОЗУ, разработчик обязан детально изучить особенности будущего производства и грамотно спланировать участок, на котором необходимо отобразить:

1. Производственный корпус требуемой площади с указанием мест погрузки сырья и выгрузки готовой продукции из цеха.

2. Подъездные пути в пределах участка к промышленному зданию, если предусматривается заданием на проектирование – железнодорожный тупик.

3. Тёплые и холодные склады для хранения готовой продукции или сырья (по необходимости). Они должны располагаться с максимальным удобством для обеспечения логистики.

4. Административно бытовой корпус для размещения персонала (иногда устраивается внутри цеха).

5. Прочие вспомогательные площадки и строения – пункт КПП, бытовые помещения, дополнительные доготовочные цеха (если требуется).

6. Ограждение площадки, зоны благоустройства, основные показатели ТЭП по генплану.

При планировке участка важно соблюсти каждую мелочь, особенно касающуюся движения грузового автотранспорта по территории – радиусы разворотов, возможность двухстороннего движения, карманы-отстойники, эстакады - места досмотра на въезде и т. д.

Оставить заявку

Объёмно-планировочные решения промзданий

При разработке архитектурной части проекта промздания важно учесть особенности производственной линии, или нескольких линий согласно заданию от поставщиков оборудования и заданием от заказчика, а именно:

1. Согласно схеме расположения линий, назначить количество и размеры пролётов здания. При этом важно использовать типовые размеры для удобства дальнейшего проектирования и строительства – 12, 18, 24, 30 м и т. д. Затем на данном этапе определяется длина здания и шаг поперечных колонн (также в модульном шаге – 6, 12 м).

2. Назначается сетка колонн на пересечениях осей. Здесь важно уделить внимание производственному процессу – обычно, в каждом пролёте цеха происходят различные операции, и они выполняются независимо друг от друга. Но в каких-то местах требуется сообщение линий посредством устройства транспортёра, локальной кран-балки или тележки на рельсах и, часто, в зоне сообщения линий, колонны вдоль центральных осей не ставятся. Таких мест по длине здания может быть 2 – 3.

3. Схематично прорисовываются производственные участки линии на главном этаже с площадками для прохода персонала, входами и выходами, камерами и бункерами, операторскими будками, локальными мостками, трапами и лестницами, офисными помещениями (если имеются), выполняется экспликация помещений и производственных участков.

4. Разрабатываются планы остальных этажей (если требует технология или прописано в задании заказчика)

5. Назначается уклон кровли исходя из требований СНиП для предотвращения образования снеговых мешков, особенностей конструкции стропильных ферм и наличия светопрозрачных конструкций на кровле.

6. Разрабатываются основные продольные и поперечные разрезы здания с указанием отметок всех поверхностей, а также фасады зданий с воротами, окнами, фирменным стилем, исходя из задания заказчика.

Авиационный ангар
г. Лусака, Замбия
Площадь объекта: 3760 м2 Проект в деталях
Сервисный центр
"БЕЛАЗ"
Республика Саха (Якутия)
Площадь объекта: 1496 м2 Проект в деталях

Конструктивные решения промзданий

Конструкция промздания – наиболее ответственная и сложная часть работы при промышленном проектировании. При расчёте каркаса, необходимо учесть все виды нагрузок и их сочетаний. Это как классические снеговые, ветровые и постоянные и временные нагрузки, действующие на любое здание, а также эксплутационные нагрузки.

Каждая колонна каркаса должна быть рассчитана на сближение двух, а иногда и четырёх мостовых кранов (если такие имеются), поперечные связи здания должны удовлетворять нагрузкам, возникающим от торможения кранов, узлы крепления должны обеспечивать прочность при воздействии вибрационных и прочих динамических нагрузок. А также могут быть дополнительные условия, прописанные в ТЗ или в задании завода-поставщика оборудования.

По материалу здания бывают с несущим железобетонным сборным или монолитным, металлическим или комбинированным каркасом. Выбор материала каркаса зависит от экономических и технологических факторов.

Элементы каркаса в промздании включают в себя:

1. Фундаменты – чаще всего монолитные железобетонные стаканного типа, на сваях и без, объединенные между собой рандбалками.

2. Колонны каркаса – как правило, выполняются в сборном варианте в виде готовых изделий, монтируются в стакан фундамента, центрируются по вертикали и горизонтали и замоноличиваются (в ЖБ варианте) или устанавливаются на анкерные болты (в металлическом варианте). На колоннах предусматриваются консоли для крепления подкрановых балок, закладные детали по длине в случае необходимости крепления ограждающих конструкций, на оголовках для устройства стропильных конструкций и строповочные петли. При значительных поперечных пролётах для восприятия ветровых нагрузок ограждающими конструкциями, вдоль первой и последней осей здания устраиваются фахверковые колонны.

3. Подкрановые балки – монтируются на консоли колонн с тщательной выверкой по вертикали и по оси движения оборудования. В ЖБ варианте выполняются, в основном, в преднапряжённом варианте. Поверх балок устраиваются подкрановые рельсы с тормозками.

4. Стропильные конструкции при пролётах 6 и 12 м могут выполняться в виде балок, свыше 12 м целесообразно применять фермы для снижения собственного веса конструкции и её удешевления. Поверх ферм устраивается конструкция кровли.

5. Продольные связи устраиваются крестообразными в крайних или портальными в центральных пролётах. Поперечные связи, чаще всего, монтируются между стропильными фермами и воспринимают ветровые нагрузки и усилия от торможения крановых тележек.

6. В завершении, выполняются работы по устройству пола с закладными деталями и приямками по заданию поставщика оборудования, ограждающие конструкции, окна, двери, ворота, 2-й и 3-й ярусы цеха устраиваются по необходимости в облегчённом варианте.

Каркасная система промзданий наиболее эффективна, так как в случае производственной необходимости может быть достаточно легко продлена путём дополнительных строительно-монтажных работ.

Инженерное оборудование промздания

При проектировании внутренних инженерных сетей важно понять требования технологического процесса - в холодном или тёплом режиме должна изготавливаться продукция, количество воды, необходимое для обеспечения процесса, наличие вредных выделений, что определит тип системы вентиляции, а также количество персонала в смене для обеспечения их бытовых нужд.

Основные инженерные сети, устраиваемые в промздании:

1. Отопление. При необходимости отопления цеха, производится расчёт тепловыделений от работающего оборудования, прогревочных камер, печей, которые также участвуют в теплоснабжении. Разность необходимого тепла компенсируется либо регистрами вдоль стен здания, а при значительных пролётах, когда излучения тепла от них недостаточно, применяются промышленные тепловентиляторы типа Volcano, производящие комплексное излучающее и рассеивающее действия.

2. Вентиляция. Рассчитывается в зависимости от технологического процесса. Выполняется либо естественной – через специальные дефлекторы в кровле, либо приточно-вытяжной, либо комбинированной. Может быть как общеобменной, т. е., подбор оборудования и воздуховодов осуществляется исходя из общей кратности воздухообмена в здании, так и локальной – от конкретного производственного оборудования. Часто локальная вентиляция нужна для сбора отходов производства, например, фрезерного, и направления их в накопительные бункера для последующего рециклинга.

3. Водоснабжение и канализация. Вода необходима для обеспечения бытовых нужд в зависимости от количества персонала в смене и, при необходимости, для обеспечения технологического процесса. Подключение осуществляется либо по заранее переданным ТУ, либо от собственного ВЗУ. Канализация принимает стоки и посредством коллекторов расчётного диаметра с требуемыми уклонами (либо посредством устройства КНС) проводит их на очистные сооружения. При необходимости в здании выполняется проект автоматического пожаротушения.

4. Электроснабжение. В 99% случаев на территории завода стоит собственная ТП, с сухими или масляными трансформаторами в зависимости от нормативов и требования техники безопасности. Разводка низкой стороны устраивается в цеху и к станкам в соответствии с рабочим проектом и схемами подключения оборудования.

5. Слаботочные системы. Сугубо индивидуальны для каждого объекта. Чаще всего, для здания проектируются разделы АПС, АПМ, СОУЭ, по заданию заказчика прорабатывается видеонаблюдение. Что же касается автоматизации и диспетчеризации оборудования, чаще всего этим занимаются специализированные компании, работающие совместно с поставщиками и проводящие комплексную обвязку машин с оснащением диспетчерского пункта.

Вы можете заказать проектирование промышленного здания и узнать стоимость проекта в течение двух рабочих дней. Позвоните по телефону +7 495 532-56-55, напишите на почту info@iconstr.ru или нажмите на эту кнопку:

Запросить КП